Круглый стол в Арбитражном суде Челябинской области по контрольно-надзорной деятельности и по КоАП
29 ноября 2013 года управляющий юридической фирмы «СпецЮст» принял участие в заседании круглого стола, организованного Арбитражным судом Челябинской области, по проблемам применения законодательства Российской Федерации о контрольно-надзорной деятельности и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы Арбитражного суда Челябинской области на второе полугодие 2013 года.
Судьями, представителями контрольно-надзорных, административных органов, иными приглашенными лицами, в .т.ч. юридической общественностью, были обсуждены вопросы по выше указанной теме, среди которых были следующие:
Участник
|
Вопросы
|
КоАП РФ
|
|
|
Доказательства надлежащего извещения о дате и месте совершения процессуального действия по делу об административном правонарушении (часть 4.1 ст. 28.2, ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ)
|
ГУ МЧС России по Челябинской области
|
Может ли использоваться в качестве доказательства надлежащего уведомления лица о дате и месте совершения процессуального действия по делу об административном правонарушении, документ (распечатка), содержащий сведения о направлении и вручении почтовой корреспонденции, полученный с официального сайта ФГУП «Почта России» (www.russianpost.ru и www.почта-россии.ру) по номеру почтового идентификатора?
|
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
|
Следует ли рассматривать в качестве надлежащего уведомления лица о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, направление указанной корреспонденции по рабочему адресу должностного лица?
Следует ли рассматривать в качестве надлежащего уведомления лица о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, вручение корреспонденции иному должностному лицу (например, секретарю Главы города) по рабочему адресу?
Следует ли рассматривать в качестве надлежащего уведомления лица о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, возврат почтового конверта по причине истечения срока хранения, направленного по домашнему адресу должностного лица?
|
Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в УрФО
|
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» от 30.07.2013 N 61, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ. а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из указанной позиции, может ли считаться надлежащим уведомление лица по делу об административном правонарушении, если при условии соблюдения органом почтовой либо телеграфной связи порядка вручения корреспонденции по адресу лица, указанному в ЕГРЮЛ, придет сообщение, что «такого учреждения нет», «адресат выбыл неизвестно куда», «адресат не является за получением корреспонденции»?
|
|
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (глава 27 КоАП РФ)
|
ГУ МЧС России по Челябинской области
|
Необходимо ли обеспечивать надлежащее уведомление законного представителя при применении такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, при наличии на момент проверки одного из сотрудников юридического лица и двух понятых?
|
|
Применение санкции в виде предупреждения (статья 3.4 КоАП РФ)
|
Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в УрФО
|
Если санкция статьи КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на физических лиц в размере N тысяч рублей; на юридических лиц - N тысяч рублей, то допустимо ли в отношении юридического лица назначить административное наказание в виде предупреждения?
|
Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в УрФО
|
Возможно ли назначение административного наказания в виде предупреждения в отношении формальных составов, не предусматривающих наступление последствий?
|
|
Формулировка вины юридического лица в совершении спорного правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ)
|
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора по Челябинской области
|
Достаточно ли для установления вины юридического лица в совершении спорного административного правонарушения, указания в постановлении о привлечении к административной ответственности (с привязкой к обстоятельствам дела) на тот факт, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения действующего законодательства, однако им не предприняты все зависящие от него меры по его соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ)?
|
|
Привлечение к административной ответственности должностных лиц по статье 14.9 КоАП РФ
|
Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
|
Возможно ли привлечение к административной ответственности должностных лиц по статье 14.9 КоАП РФ в случае нарушения ими части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции[2] в связи с наделением хозяйствующего субъекта функциями органов власти или местного самоуправления (контрольными функциями)?
|
|
Срок давности привлечения к ответственности (статья 4.5 КоАП РФ)
|
Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области
|
Возможно ли применение годичного срока давности привлечения к административной ответственности (применяемого в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ при нарушении законодательства о защите прав потребителей) к правонарушению, ответственность за которое предусмотрена частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением (грубым нарушением) условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)?
|
|
Длящееся административное правонарушение
|
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
|
Образуется ли новый состав административного правонарушения, когда нарушение требований законодательства выявлено повторно в рамках проверки исполнения предписания, при условии, что лицо ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение этих же обязательных требований и с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания прошло менее 1 года?
|
|
Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности (статья 32.12 КоАП РФ)
|
Управление государственного автодорожного надзора по Челябинской области
|
Каким образом исполняется санкция в виде административного приостановления деятельности, если ранее, в течение года к нарушителю уже применялись аналогичные санкции, предусмотренные частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ?
|
|
Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания (статья 31.5 КоАП РФ)
|
Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в УрФО
|
В ситуации, когда правонарушитель уже получил рассрочку (ч.2 ст.31.5 КоАП РФ) и отсрочку (ч.1 ст.31.5 КоАП РФ) по оплате суммы административного штрафа, и при этом обратился еще раз с ходатайством о предоставлении рассрочки или же отсрочки по оплате суммы административного штрафа, может ли административный орган в данной ситуации удовлетворять ходатайство лица еще раз?
|
|
Орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.7 КоАП РФ
|
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области
|
Уполномочены ли органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.7 КоАП РФ?
|
|
Квалификация правонарушения по ст. 15.25 КоАП РФ
|
Территориальное управление Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора по Челябинской области
|
Включается ли в срок исполнения обязанности по представлению документов, связанных с проведением валютных операций (в частности форм учета и отчетности по валютным операциям), срок, необходимый уполномоченному банку для проверки и принятия представленных резидентом документов, установленный 18.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И[3]?
|
|
Привлечение к ответственности по статье 20.4 КоАП РФ
|
ГУ МЧС России по Челябинской области
|
Правомерно ли следующим образом разграничивать административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности между собственником помещения, арендатором, пользователем, в зависимости от того, на кого договором возложено выполнение тех или иных обязательств, в рамках которых должны соблюдаться (устраняться) нарушения требований пожарной безопасности:
1) мероприятия по капитальному ремонту проводит собственник, соответственно нарушения, касаемые конструктива здания, должны быть вменены собственнику;
2) мероприятия по текущему ремонту проводит пользователь, соответственно нарушения, касаемые отделки и устранимые в рамках текущего ремонта, должны быть вменены пользователю;
3) в рамках такого договорного обязательства как улучшение помещения неотделимыми (или отделимыми) улучшениями:
- при наличии условия об обязательном согласовании с собственником, ответственность должна быть предъявлена собственнику;
- при отсутствии условия об обязательном согласовании с собственником, ответственность должна быть предъявлена пользователю.
4) выполнение такого договорного обязательства, как «соблюдать требования пожарной безопасности при эксплуатации здания, помещений» влечет за собой обязанность пользователя, арендатора выполнять все существующие требования в области пожарной безопасности режимного характера.
|
ГУ МЧС России по Челябинской области
|
Исключает ли требование статьи 72 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4] о привлечении органа местного самоуправления только на основании решения суда, возможность привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности органом противопожарного надзора по статье 20.4 КоАП РФ?
|
ГУ МЧС России по Челябинской области
|
Возможно ли рассматривать Своды правил, содержащих требования пожарной безопасности в качестве добровольных для исполнения, если собственник объекта защиты (с учетом положений части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»[5]) воспользовался иными альтернативными способами достижения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности?
|
|
Разграничение объективной стороны правонарушений по части 1 статьи 14.5 и части 1 статьи 14.8 КоАП РФ
|
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области
|
Каким образом разграничиваются события правонарушения, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 14.5 и пунктом 1 статьи 14.8 КоАП РФ?
|
|
Квалификация действий должника по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ при неисполнении решения суда о предоставлении гражданам жилого помещения
|
Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области
|
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Может ли неисполнение требования исполнительного документа о предоставлении органом местного самоуправления жилых помещения гражданам рассматриваться как неисполнение исполнительного документа, имеющего неимущественный характер, для целей квалификации такого бездействия по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ?
|
|
Часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ
|
Челябинская таможня
|
Имеется ли состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в тех случаях, когда в таможенной декларации заявлены недостоверные сведения о количестве (в том числе, весе) товара (техническая ошибка), при этом таможенные платежи рассчитаны декларантом (таможенным представителем) верно, а также уплачены в полном объеме?
|
|
Статья 16.11 КоАП РФ
|
Челябинская таможня
|
Обоснованно ли с учетом положений статьи 109 Таможенного кодекса Таможенного союза, возбуждение дела об административном правонарушении по статье 16.11 КоАП России в случае утраты, изменения, удаления средств идентификации документов?
|
|
Квалификация по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ
|
Челябинская таможня
|
Имеется ли состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившегося в заявлении декларантом (таможенным представителем) при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, при наличии следующих обстоятельств:
- участник внешнеэкономической деятельности (декларант, таможенный представитель) самостоятельно выявляет факт такого заявления недостоверных сведений и корректирует ранее продекларированные им сведения о товаре;
- корректировка вышеуказанных сведений о товаре осуществляется до выпуска таможенным органом товара?
|
|
Квалификация объективной стороны правонарушения по части 2 статьи 16.19 КоАП РФ
|
Челябинская таможня
|
Является ли передача третьим лицам выпущенного для собственных нужд товара по договору безвозмездного пользования фактом отчуждения такого товара?
|
|
Квалификация объективной стороны правонарушения по части 1 статьи 16.20 КоАП РФ
|
Челябинская таможня
|
С какого момента декларант вправе распорядиться условно выпущенным товаром, а именно: с момента выдачи таможенным органом письменного подтверждения принятия документов либо после изучения таможенным органом представленных декларантом документов, по результатам которого проставляется штамп «Выпуск разрешен» и товары приобретают статус товаров Таможенного союза?
|
Федеральный закон N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"[6]
|
|
|
Рассмотрение документов при выездной проверке субъекта предпринимательской деятельности на объекте защиты (пункт 5 статьи 2, статья 12 Закона о защите юридических лиц)
|
ГУ МЧС России по Челябинской области
|
Обязан ли административный орган в рамках выездной проверки (плановой, внеплановой) осуществлять рассмотрение истребованных у проверяемого лица документов непосредственно на объекте защиты, где проводится выездная проверка?
|
|
Использование доказательств, полученных в ходе мероприятий, проведенных без участия проверяемого лица, то есть мероприятий, не подпадающих под положения Закона о защите юридических лиц
|
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
|
Допустимо ли проведение в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей контрольных мероприятий (осмотр, обмер, фотографирование и т.д.), направленных на выявление нарушений обязательных требований, без проведения проверки, предусмотренной Закона о защите юридических лиц, если при этом не будет осуществляться взаимодействие с «проверяемым» лицом?
|
АПК РФ
|
|
|
Использование судебных актов судов общей юрисдикции в качестве преюдициальных (по делам об оспаривании действий сотрудников органов внутренних дел по составлению протокола по делу об административном правонарушении) (часть 3 статьи 69 АПК РФ)
|
ГУ МВД РФ по Челябинской области
|
Должен ли арбитражный суд принимать во внимание и руководствоваться вынесенным ранее и вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции по делу об обжаловании действий по составлению протокола по делу об административном правонарушении?
|
[1] Далее – КоАП РФ.
[2] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
[3] Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
[4] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
[5] Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
[6] Далее - Закон о защите прав юридических лиц.
05.12.2013 10:20